Литературный Башкортостан

 

 

 

 

 

Список номеров

ссылки

форум

Наши авторы

Приложение к журналу

 

Философская проза.

Сергей Матюшин (г. Салават).

 

 

 

Любовная история

 

Жили напротив друг друга два зеркала.

Одно было нормальное, прямое; удачное от рождения. Другое получилось кривоватым - несовершенное с точки зрения мастера, человека и перво­го зеркала.

Воспринимали и отражали эти зеркала мир по-разному. Первое – таким, каков он есть и без зеркала; правда, всегда была путаница - где "правое", а где "левое". Второе, немного деформированное от рождения, искажало вещи и существа; стало быть, представление о так называемой объективной реальности у него было превратное. Всем знако­мая и понятная красота во втором зеркале принимала непривычные формы, зачастую уродливые,  изменчивые, - ведь отражаемая в нем картина сильно менялась, если вовне происходило самое ничтожное движение.

Воспроизведение мира в прямом зеркале мало зависело от перемещения вещей, предметов, людей и сфер, - менялся только масштаб изображения,

Но что интересно, люди вовсе не обходили вниманием второе зеркало, которое вроде бы никак не улучшало их облик и образ. Все любили тайком поглядеть в кривое зеркало и делали это с большей присталь­ностью и вниманием, чем в случае с первым: отходили, прибли­жались, вертелись, приседали, строили рожи, - вообще, любили подурачи­ться перед кривым зеркалом. А то бывало: кривляются, кривляются, потом внезапно помрачнеют, плюнут в зеркало и бегом наружу.

С первым мы не играли.

Перед ним мы только причёсывались, напомаживались, выясняли взаимоотношения одежды и тела, лица и возраста, цвета и стиля, - а такие занятия редко сопровождаются весельем.

Своеволие кривого зеркала служило для нас развлечением, не больше. Правда, иной раз развлечением тайным и одиноким. Вероятно, поэтому оно знало о людях много больше, чем первое прямое зеркало. Перед прямым мы не кривляемся никогда.

Как это и бывает в любовных историях и замкнутых пространствах, эти два зеркала постепенно начало тянуть друг к другу.

Чувство росло, и вот страсть достигла такого предела, что они тесно сблизились – и тут же отобразили друг друга, а не внешний мир, до которого им теперь не было никакого дела.

Ровное зеркало отразило в своей глубине кривое. А кривое, конечно, никак не могло отразить в себе идеальную правильность ровного. То есть, они не могли отразить друг друга, и объективное воссоздание сложившейся действительности для этих двух существ стало равно невозможным.

Так они и смотрелись друг в друга, зачарованные и удивлённые.

И прямое с недоумением и растерянностью видело, что оно кривое. Кривое же – с радостью и всё растущей влюблённостью убеждалось, что наконец-то нашло существо, полностью себе подобное. 

 

 

 

Конкурс балконов

 

Наш молодой город пока сероват в архитектурном отношении. Хотя Администрация в пределах ограниченного бюджета пытается сделать его нарядным.

Удовлетворяя естественную потребность как-то скрасить серые однообразные фасады, мы объявили конкурс балконов и лоджий. Премия была обещана тому жителю, у которого на балконе будет наиболее неожиданная, оригинальная и яркая композиция из наиболее своеобразных растений и цветов.

Не сказать, что всякий тут же затеял разводить настурции, вьюнки и хмель. Но на улицах стало интереснее.

Жители, прогуливаясь или спеша со службы, разглядывали балконы – теперь там трепыхались не только простыни, наволочки и трусы, но появились-таки цветы, белые и розовые, и среди них копошились хозяева, подрезая стебли и отростки, подвязывая гроздья; пересаживая растения туда-сюда; и мы с тротуаров советовали им – куда и что пересадить, что подрезать и подвязать; а главное – мы всем им непрерывно советовали, как составить композиции, чтобы они, композиции из листьев, цветов и стеблей, удовлетворяли нас всех, находящихся на тротуарах, и, как следствие, тех, кто станет прислушиваться к нашим советам; а главное – исполнять наши советы, воплощать в дело; до чего же это всё подобное приятно всем нам и им, балконным людям. Ведь мы же, асфальтовые, тоже придём на свои балконы.

Мы все переговаривались с соседями, с которыми не общались раньше; выуживали садоводческие, удобренческие секреты, композиционные и куртинные планы. И каждый из нас затаивал желание обскакать соседей в красоте и изяществе, в куртинности и композиционности; в оригинальности. Хотя внутреннее желание было одним: как бы нам всем стать красивыми и подобными.

Постепенно город расцвёл.

В квартирах, правда, стало сумрачнее; в иные свет и солнце и пробивались с трудом сквозь гирлянды, стебли и иные балконные заросли.

В сумраке жить скучновато, и люди стали значительную часть свободного вечернего времени проводить снаружи, на улицах и тротуарах; иные - на своих балконах, лоджиях - обсуждая цветоведческие достижения, выдумки соседей, обсуждая чрезмерность и обмениваясь адресами фирм, предлагающих семена.

Иные осуждали декоративность соседей; и тут приходилось изредка применять убеждения в форме силы.

И всё же общий коммуникативный эффект всех мероприятий и событий нас, Администрацию, радовал. А и в самом деле: человекоединицы занялись  делами живыми и пахучими, цветущими и переменчивыми, а не политикой. Сами посудите: чем же хуже оригинально цветущий балкон программы той или иной партии.

 К осени стало ясно, какой балкон победил в конкурсе.

Это оказался не самый пышный и яркий, экзотический, невиданный балкон.

Население, глядя на этот балкон, не улыбалось, но смотрело долго – в странной задумчивости, в некоторой оторопи, в долгом наслаждении и – не задавая вопросов друг другу.

Мы, население, не спрашивали, созерцая этот балкон, что есть семена и удобрения, подвязки и подрезки, поливка и композиция.

Заросли балкона представляли из себя неброский гармонический букет из общезнакомых полевых трав и цветов: палевые и пастельные тона цветочков спокойно переходили в зелень листвы, густой и глубокой, и вся растительность как-то чарующе диковато и непринужденно высилась естественными купами, свисала свободными гирляндами. Спорили о композиции этого странного цветника, но все отмечали, что ее так и тянет подолгу рассматривать.

На призывы и повестки жюри хозяева не отзывались.

В результате специального исследования выяснилось, что в этой квартире никто не живет, люди уехали добывать нефть год назад.

А их верхние и боковые соседи, занимаясь собственными цветочными композициями, бросали на этот бесхозный балкон отходы своих ботанических занятий, и на нем из случайных семян и черенков растительность постепенно развивалась сама, без селекционного участия человека.

Этот случай поставил под сомнение компетентность и авторитет жюри. Самые старательные ботаники долго возмущались несправедливостью оценки их усилий по декоративному оформлению балконов. Вообще поднялась огорчительная склока. Соседи претендовали на авторство и перессорились между собой. Один из членов нашего жюри заявил о своей отставке, поскольку якобы перестал понимать человечество вообще и сослуживцев в частности.

Премию, состоявшую из набора уникальных, но адаптированных к местным условиям семян экзотических цветов с различных экваториальных архипелагов мы поровну разделили между скандальными участниками конкурса балконов, чтобы потушить возникшую социальную напряженность.

Пересоставленное и укрепленное иными специалистами жюри на особых заседаниях обсуждает вопрос о том, как же быть с победившим балконом; ведь следующая осень не за горами.

Мы собираемся под этим балконом ранними вечерами и подолгу рассматриваем его увядающую цветочную композицию, подсвеченную закатным солнцем.

И надеемся, что продуктивная и справедливая мысль осенит нас.

 

 

 

С вниманием и интересом

 

Наш нарядный молодой белый город окружён старыми лесопосадками, старицами и озёрами, холмами и роскошными весной предгорьями, а вдалеке – горы в тумане. В округе много ферм, свинарников, теплиц и цветущих лугов. Ручьи, родники. Дачи, линии высоковольтных передач.

Из лесопосадок старательное население постепенно переносило деревца в скверы, во дворы, на бульвары и к административным зданиям, чтобы в конторах было веселее посетителям. И – лесопосадки становились реже, но прозрачнее и светлей; солнечной плоти в их сени помещалось больше и больше.

Я помню, как несколько лет назад мы гуляли в конце вёсен вблизи города в этих лесах – и почти не видели друг друга, кроны и кусты хранили нас и охраняли, а по тропинкам гуляли солнечные пятна. Можно было произносить нежные слова, бегать босиком друг за дружкой, и целоваться за каждым деревом. Я и сам как-то обнимал тёплую и нагую на потаённой поляне, и был нагой и свободный; и метровые мальвы красно-лиловыми цветами смотрели на нас с улыбкой. Хлоя, помнишь ли ты своего Дафниса? Изредка, среди стволов берёзовых, помню, проплывали прекрасные лики влюблённых, и мы смотрели друг на друга с интересом и пониманием, и улыбались все всем. Мы все понимали друг друга, поэтому и улыбались.

 Наш город по-прежнему окружён поредевшими лесопосадками. И по-прежнему мы иногда гуляем в самодельном лесу по праздникам.

 В связи с повышающейся любовью к природе, свинарникам и пикникам, к родникам и сирени нас в лесопосадках становится больше, а лес – прозрачней. Увеличилось количество пластмассы: бутылок и стаканчиков, пакетов и подстилок.

Но теперь я уже почти не встречаю светлых и слегка смущенных лиц, редко слышу милые слова о любви и верности и просьбу обнять меня крепче. По бокам тропинок следы автомобильных шин. Имеется несколько стационарных мангалов.

В лесопосадках становится светло. Возможно, поэтому мы стали чинными и молчаливыми. Хотя песни разносятся иной раз.

Светло становится в лесопосадках, и ничего не мешает нам, сузив глаза, с вниманием и пристальным интересом присматриваться друг к другу.

 

 

 

Непроисхождение лирики

 

Гуляя в поисках вдохновения, поэт забрел в давешний пригородный лес, в лесопосадки.

Здесь росли дикие вишни и яблони, несколько старых тополей, ветлы, было множество цветущих мелких кустов на полянах, по берегам стариц и реки. Небольшие стаи птичек порхали с кроны на крону.

Закатное солнце косыми лучами освещало пригородный лес. И он был наряден, и листва в кронах шумела приветливо и умиротворяюще. Стрижи и ласточки реяли над травами, предвещая тихий теплый дождь. Желтые бабочки сидели на тропинках. Комары-столбунцы серенькими вертикальными облачками зыбились там и сям и не донимали.

Здесь я напишу хорошее лирическое стихотворение; нет, лучше пока одну превосходную строфу, подумал поэт, с блаженной улыбкой осматривая все, что мною нарисовано во втором и третьем абзацах.

И это будет гимном и признанием в любви деревьям, закату и всему любящему меня миру!, думал поэт. Я эти травы зеленые люблю… и в сонные дни не в них ли мои потаенные, мои золотые огни…

Он сочинял строфу, гуляя берегом реки, вдоль прозрачных стариц и шелестящих опушек, восхищенно наблюдая слепящие блики на волне реки, полет птиц, колебательные движения осоки и камыша, резвые всплески рыбок. Столбунцы завораживали своей бессмысленной, но завораживающей суетой.

- … Вот скоро вечер поднимется, и ночь - навстречу судьбе. Тогда мой путь опрокинется, и я возвращусь к тебе. Хм, - удивился поэт сам себе, - а ведь недурственно получается!

Кучевое облако на западе было обведено снизу пылающей золотой каймой. Цветные дымы заводов и химкомбинатов просвечивались солнцем; очень красиво.

Если строка не получалась, поэт возвращался к тому кусту или камню, вблизи которых строка зародилась, и начинал слагать стихотворение, строфу или строку снова.

Серебряная тополиная ветка, голубые шары татарника, да просто прихотливый изгиб пепельной тропы с желтыми капустницами на ней могли вызвать удивление, мгновенный восторг, стать источником вдохновения - и родить приличный ряд знатных слов. Но молодой поэт пока не знал, что нельзя возвращаться туда, где ты был счастлив хоть мгновение. И вот, вернувшись в очередной раз к изумрудной полянке, он застал на этом счастливом месте компанию выпивающих. Пластмассовые белые стаканчики, зеленые пластмассовые бутылки, пластмассовый огурец один на всех; колбаса, хлеб, юноши и девушки, - все пластмассовое. Пошел на хуй отсюдова, сказал один и плюнул в лицо. Подковылял другой, патлатый и прыщавый, воткнул финку в солнечное сплетение поэта: в пизду пошел отседова! Поэт упал, истекая. Подошла девушка, задрала подол, сняла трусы и поссала поэту на лицо. Ожил? - спросила она. Заткнув дырку в животе травой, поэт побрёл своим путём.

Стали попадаться хулиганистые подростки на ревущих мопедах, крашеные кривоногие девчонки; одна подмигнула и поманила грязным пальчиком, кокетливо обнажив плечо и одну грудь: ну как тебе? Встречались прыщавые гугнивцы с гитарами наперевес. Все брякало и пело, пело… Спортсмен в шикарных кроссовках пробежал мимо топча бабочек, зло оглянувшись на поэта. Кровь остановилась; поэт вытащил из живота финку. Дыру заткнул родной травой, полынью.

Постепенно лесок наполнялся зычными криками, визгами, стонами, ором кассетников.

Кочевое облако с золотой каймой росло и темнело. Солнце уходило за индустриальные дымы, тоскуя о горизонте. Дождик не состоялся. Стрижи и ласточки улетели ввысь.

Нет, так у меня ничего не получится, решил поэт, в очередной раз потеряв нужное слово. Не те деревья; освещение тусклое; лишние и слишком вульгарные звуки; человекоединицы недоброжелательные. Зачем в морду плюнули, за что? Обстановка не для гимна… Что я расскажу им, резвящимся и жрущим, трахающимся и матерящимся? Сейчас у меня нет ни одного слова о спорте и шпионах, ничего о сексе, крови и ненависти; в моих текстах нет автомобильной погони, ни одного трупа, монстра и маньяка; я не сочинил ничего о смерти и обогащении, предательстве и измене.

Что же я им предложу?

… Ты смотришь, такая строгая, в глаза прошедшей мечте… Избрал иную дорогу я. Иду… и – песни – не те…

Поэт присел на пенек и огляделся.

Солнце исчезло в туче; огорченное.

Густой синий сумрак залил пространство, превратил нарядные кусты в темные глыбы. Исчезли птицы. Вода стариц стала черной. Куга, тростники – замерли. Только концы тонких длинных листьев осок изредка шевелились, словно умирая.

Песни, крики и веселье потихоньку исчезали; рана на животе затянулась совсем. Финку поэт нашел и положил в карман: пригодится…

Тянуло приятно дымом костров, пахло горелой картошкой, шашлыком.

Ядовитая бурая вонь горящей пластмассы выползала из-под куста шиповника; на его сломанной ветке чуть трепыхался бледный презерватив. Гондонов вообще попадалось много.

Нет, это не место для сочинения простого лирического стихотворения. Какой уж тут гимн закату и лепету листвы, вздохнул поэт, в удручении пребывая. Сказывалась, конечно, и потеря крови. Поэт: да, одиночество, да, только оно способствует слаганию строф и строк. Нужно искать глухомань девственную, свежую.

Только кому же я там прочту то, что получится у меня?

А начну-ка я еще раз, прямо вот с этого места. Об ароматном запахе горящей зеленой пластмассы и милых беленьких пластиковых стаканчиках, о сгоревшей картошке, пугающих глыбах столь великолепных недавно кустов; о дурацких живых песнях блатных, восторженных визгах и героических рыках, навечно застрявших в кронах и тростниках, в травах и ряске… О надсадном реве моторов, дыме костров, полете птиц, комарах и сексе, а потом расскажу это тем двум девушкам со следами слез и размазанной ресничной краской на юных лицах, тем более одна из них, с милыми грязненькими ногтями, и в одном носке, все же хохочет навзрыд; О! вроде, это как раз та, что обнажала грудь и подмигивала мне недавно.

 

Мотив удивления

(Непроисхождение лирики- 2)

 

Она была рождена для производства стихотворений, и поняла это рано, и все время писала стихи, мечтая зарифмовать все на свете - ей так нравилось все вокруг, люди и предметы, природа и искусство. Чуткой душой она рано почувствовала, насколько противоречив мир и человек, как странно не совмещаются красота и надежда; и какие болезненные шрамы оставляют утраченные иллюзии. Её удивляло, что многочисленные печали жизни перевешивают не менее многочисленные радости её. Она уже приходила к мысли, что меланхолия родит больше стихотворений, чем резвость, радость и восторги. Со временем она обнаружила, что мир расколот, и трещина прошла через её любящее мир сердце.

А как много графоманских стихотворений писала она, когда была влюблена!

Любовь поэта – это самое двойственное чувство. Поэтому всякий раз, когда она была влюблена, стихотворений получалось очень много, и все они были интересными и складными.

Очередной влюбленный и увлеченный ею (поэтесса была на редкость хороша собой  - не то что чахоточная Лохвицкая, горбоносая туша Ахматова или топорная фрондерка Цветаева), как всегда, ждал от неё признаний и песен, стихов и ласки; сексуальной активности и покорности, - но она, восхищаясь своим новым чувством или пребывая в черной тоске от него же,  начинала писать венки сонетов или поэму о своём пылающем сердце, - она подстерегала своё чувство или новый оттенок его и спешила перевоплотить все это в поэтическую речь, в метафоры и образы. Некогда ей было трепетать от прикосновений, смущаться и действовать, недосуг было проявлять активность и решительность; исчезала потребность в пище, вине и свечах. Звуки Корелли, Вивальди и Монтеверди казались посторонним шумом, - а ведь был  у неё как-то один любящий, который любил Монтеверди, свечи и горячее вино. Она же могла целиком отдаваться только той музыке, которая звучала в её душе, миру открытой, в момент влюбленности. Она пришла в мир, но мир не принимал её.

Так проходили годы и годы.

Постепенно в её текстах стал появляться мотив удивления: я создана для любви; я так хочу, могу, умею и желаю любить, так остро чувствую собственное сердце и сходную с моей душой иную душу, но отчего же всё это, трепет и восторги, адское желание жить, любить и быть любимой, происходит только со мной одной, почему вот этот очередной предмет любви моей высокой столь спокоен, прост и ясен до примитивности, почему он так легко предсказуем, почему так тихо и непрерывно улыбается, глядя на мои губы? Отчего так тускло его чувство, бледна радость, и мелодии прекрасной тоски о высшем вовсе не прослушиваются в его словах и вздохах, даже в его главных стонах? Почему, почему я всегда радуюсь и страдаю одна, и никогда вместе? Ведь смысл жизни – поделиться жизнью! Почему, почему. Почему?

Однажды, глубокой весенней ночью, она, стоя между свечкой и окном, распахнутым в жасминовый сад, сад черёмуховый и соловьиный, тихо заговорила о своих новых ощущениях с новым другом.

Он был спортсмен-многоборец, добрый малый, толстоздоровый; плохо переносил тишину, дым сигарет, вонь свечей и отсутствие бешеной музыки,

Она говорила ему о странных и сладких своих муках, о непреодолимом желании парить, взлетать; о своей весёлой и открытой, так мечтающей о независимости и свободе душе, о слиянии с подобной душой, о затемняющем разум восторге, когда получается всё это воплотить в слово с рифмой и внутренней музыкой. Она говорила и говорила о надежде своей ангелической, о мечте: когда-нибудь такое же состояние охватит и друга, и тогда он проникнется её восторгом и тоскою, - и – какое это будет неизбывное счастье: счастье единства и полёта!..

Она говорила всё увлечённее и страстнее, она была беспредельно искренна; ярка и доверчива, она ждала отзыва и соучастия.

Но друг не всё понимал; тревогу же и тоску её не понимал вовсе; он был нормальный гедонист, любитель жизни и процесса. Вот мы вместе, говорил он, нам так хорошо; вот горячее пурпурное безвредное вино и холодный виноград; смердят пахучие витые свечки, киса ласкается, собака смотрит преданно на нас с тобой; из окна распахнутого несёт жасмином и дождём, сиренью и полынью. О чем же можно страдать, чего ещё желать? Создадим камин, положим шкуру вепря, она будет тёплой сразу – и устроимся на ней вместе. И зачем ломать руки, лить слёзы; иди ко мне; ты, наверное, замёрзла там у окна, но вся покрылась вкусной жасминовой пылью, я буду медленно слизывать её… Она же, исступлённо желая понимания и единства, начинала свой высокий монолог снова и снова, с ещё большей горячностью; вдохновенно; и её взвинченная рыдающая речь призывная становилась всё сложнее, драматичнее и непонятнее – для друга.

И вот друг её заразился тревогой её. И попытался поразмышлять, брутальный, о причинах её роскошной тоски. Но занятие это для него было настолько непривычным, что он, друг её, быстро устал  и заснул на её плече, как ребёнок.

Когда поэтесса это обнаружила, с ней случился маленький глубокий обморок; очнувшись, она подумала: как же так, я сожгла всё своё сердце, чтобы открыться ему, такому доброму и здоровому, а он посапывает на моём плече и отлежал мне руку, теперь там мурашки.

Однако, мгновение спустя, возник тот самый мотив, новый мотив удивления – и она, слизывая слёзы счастья с губ, начала растворяться в этой новой для неё мелодии: евангелие от куста жасминового… дыша дождём и в сумраке белея… среди дождя и звона комаринового… не меньше говорит, чем от Матфея…

Когда добрый малый очнулся, то обнаружил, что он – один в затхлой комнате; паутина, копоть, сковородка с остатками засохшей яичницы, кривой сыр и мухи на нём; два мутных стакана, четвертинка водки – пустая; везде – лепестки жасмина, окурки там и сям – без фильтра. На всех – следы помады. Багровой.

Малый сделал зарядку. Обтёрся водой из чайника.

Но щека его, как он обнаружил, хранила аромат и  тепло подруги. Хотя поэтессы нигде не было – ни в саду, ни на кухне.

Видимо, она растворилась в мелодии удивления, в мелодии, которая начала звучать в прочном сердце спортсмена:

Он увидел, после зарядки и обтирания, как лёгкий жасминовый весенний ветер треплет язычки пламени догорающей свечи, и лучики от пламени её распространяются повсеместно и преображают вонючую действительность в тексты исчезнувшей поэтессы, и тексты эти вспомнились доброму малому как единственная подлинность мира, - не облака, а горные отроги; костёр в лесу, - не лампа у окна; о, поклянись, что до конца дороги ты будешь только вымыслу верна…

А сиреневый прозрачный, свежий сумрак начинающегося утра и жасминовый, лепечущий под мелким дождём куст заоконный, - рассказали о пропавшей подруге всё остальное.

 

 

 

Любитель кошек

 

Я представляю себе жизнь этого человека только по книгам.

Если судить по книгам, его собственным и воспоминаниям о нём, он любил работать, путешествовать, имел страсть к оружию и охоте на крупного зверя; любил опасность и приключения; женщин, революционеров и морскую рыбалку. Не дурак был выпить и хорошо поесть. Он преклонялся перед матадорами и профессиональными боксёрами. Он любил яростное участие в жизни. Жизнь и женщины любят это; жизнь и женщины отвечали ему взаимностью.

Он верил, что каждый человек может стать героем.

Он был крупен, бородат, толст, энергичен, настойчив, брутален, подозрителен, матершинник, ревнивый обидчик и обидчив до беспредела. Остро ощущал одиночество как состояние; и ненавидел старение. Болезненно переносил похвалы в чужой адрес. Изводил своих женщин опасениями за шаткость своего материального положения.

Он был в неладах с грамматикой и допускал в своих текстах грубые ошибки; но написал несколько хороших книг. И хотя нет рассказа, повести или романа, которые бы были чем-то большим, чем прекрасные периоды жизни, у него несколько раз получалось наоборот, - он давал людям возможность прожить ещё одну жизнь, помимо собственной, благодаря своим текстам, - дар, ни с чем не сравнимый.

Львы, носороги, любовь, пушки, бой быков, раны и кровь, предательство друзей и наступление болезней, - он всё испытал и пережил. Он поседел и замкнулся.

Он сам ушёл из жизни, когда одиночества и боли стало больше, чем жизни.

А больше всего на свете он любил кошек; тридцать шесть штук их было в его доме-башне в последний год его жизни.

Так что можно предположить, что и сам он был очень домашним существом; существом простым и ласковым. А львы, носороги, бой быков и боксёры были ему, в сущности, вовсе ни к чему.

 

 

 

Последний Хамелеон

 

Богом или судьбой этот хамелеон из мириадов и тьмы иных хамелеонов был назначен Последним.

Провидение об этом своём решении, как водится, ему не сообщило, не явило знак. И хамелеон жил нормальной жизнью, по обычаям и законам, веками принятым в цивилизации хамелеонов: иерархия священна; низшие должны кушать с достоинством; правоверные – это только мы, остальные – враги; высшие обязаны заботиться обо всех остальных; а все остальные обречены работать для продвижения прогресса и возвышения жрецов.

Ежели рядовой хамелеон проявлял приемлемые для следующего ранга способности, он должен был постепенно перекрашиваться, мимикрировать должным образом под особей следующего ранга, - естественно, теряя при этом некоторые собственные первоначальные оттенки цвета. Да и то: ну кому понравится сочетание зелёного с фиолетовым, чёрного с чёрным? Так что по мере продвижения от касты к касте, от уровня к уровню любой полуизбранный хамелеон должен был естественным образом меняться как внешне, так и внутренне. Цвет кожи и мировоззрение, как это теперь общеизвестно из капитальных трудов Рейсфедера Ваттмана, связаны напрямую. Было обязательное условие: мимикрируя, хамелеон не должен страдать нравственно, не должен блудить в сомнениях. В Основных Скрижалях этой цивилизации первым каноном стояло:  «Не Забывай Напоминать Себе Забывать!».

Так случилось, что хамелеон, о котором идёт речь, был настолько способен к мимикрии, что очень быстро приближался к тому цвету, который был наиболее приемлем у жрецов данной цивилизации; и этой безупречной гаммой обладали представители Высшей Касты.

Постепенно Хамелеон становился законодателем цветов и оттенков. И собственный его цвет становился идеальным; и все остальные должны были быть максимально подобны Хамелеону, - если хотели иметь перспективу.

Став Хамелеоном Основным, он как-то внезапно заскучал. Докладывали, что всё кругом стало серым и сирым; тихим, покорным, вялым; популяция безынициативна. Скучной и серой стала атмосфера хамелеоновской цивилизации. Песен семь: по одной на каждый день недели. Картин, книг – тоже по семь. Все понимали, что «семь» - число магическое, и незачем понапрасну увеличивать магические исчисления.

Посерело небо. Даже цвет волн морских стал сероватым.

И вот на очередном Верховном Совещании Основной хамелеон объявил себя Последним.

- Почему так? – спросили подобные.

- Скучно, - сказал Последний. Приказываю всем принять первоначальный свой цвет, в соответствии с листьями, цветами, среди которых вы все родились в своё время.

Хамелеоны ринулись выполнять указание.

Через некоторое время проверка показала, что ничего нигде не изменилось. Поскольку несколько поколений, выросших при нынешних порядках, не имели представления ни о первоначальных своих оттенках, ни о гамме цветов и листьев, среди которых жили их предки.

Вот почему все семь или девять основных цивилизаций бесславно закончили свои существования, оставив после себя вполне однообразные руины в форме колонн, пирамид, стоунхенджов, Наска, сфинксов, аку-аку и прочего подобного; всё это пыльно, серо, скучно, совершенно неинформативно и никаких тайн и посланий не содержит. Там нигде нет ничего, кроме попыток возвеличивания жрецов. А все жрецы всех времён – хитроумные бездельники.

В руководящих трудах Райсфедера Ваттама, Набольшего Лауреата и наибольшего авторитета, есть сведения, что Последний Хамелеон находится в серо-зелёных толщах льда на Южном полюсе, на глубине 666 тыс. километров. Там же имеется и Послание для всех прапотомков.

Поиском его, как общеизвестно, теперь занимается весь мир.

Есть энтузиасты, которые ищут послание на Луне и в дальнем космосе. Эти, видимо, не доверяют первоисточнику – текстам Р. Ваттама. А напрасно, - он же был современником Последнего Хамелеона.

 

 

 

К чему приводит склонность к изучению звёзд

 

Прощаясь со своей матерью Вселенной и себе подобными, звёзды ярко вспыхивают: это у астрофизиков планеты Н. называлось коллапсом, а по-русски сказать – исчезновением.

Когда на пустом месте космического пространства внезапно и с невиданной силой засияла не известная доселе звезда, её тут же принялись пристально изучать все астрономы планеты Н., ведь яркое и уникальное изучать проще и надёжнее, дольше и интереснее, чем тусклое стандартное мерцание. Да и на подобные исследования денег дают больше. Почему? А вдруг произойдёт энерго-технологический прорыв.

Звезда эта коллапсировала на редкость долго.

Вскоре получили массу уникальных научных результатов; причём, некоторые могли уже сейчас иметь прикладное значение, чего во всей истории астрофизики не было никогда.

А в тот век, когда вспыхнула и сияла новая звезда, прикладное значение астрофизики очень интересовало жителей планеты Н., потому что долгие века никакой практической пользы от этой дорогостоящей науки не было;  однажды даже хотели её упразднить. Автор этой страшной идеи мечтал сэкономить много средств  и ресурсов для насущных нужд планеты. Но – не учёл, что прогресс неодолим.

Теперь же, получив важную информацию от сгоревшей звезды, учёные на основе полученной информации составили рекомендации по тотальной перестройке всей хозяйственной и социальной практики, всей жизни вообще. Повсеместно развернулась преобразовательная деятельность, давшая в короткий срок отменные результаты – что чрезвычайно укрепило веру в силу науки вообще и астрофизики в частности. Все Президенты и сам ПредЗемШара в обязательном порядке должны были иметь функциональное астрофизическое образование.

Когда всё было перестроено и настало благоденствие, случилось новое открытие, повергшее всех жителей планеты Н. в ступор.

Оказалось, что та звезда, по рекомендации которой на планете Н. было всё перестроено, сгорела за семьсот миллиардов лет до того момента, когда её заметили и изучили на планете Н.

Так, что всё, что мы изучили, было древнейшим прошлым, причём совершенно неудачным с точки зрения божественного плана и практической пользы.

Высшие иерархи планеты Н. понимали, что планету ждёт судьба сгоревшей звезды. Оповестить всех? Паника. Промолчать? Недемократично.

Выбрали вариант «праздник».

Постепенно возникло всепланетное повсеместное веселье, хотя и не очень продолжительное. В общество просочился-таки вывод иерархов: Природа порекомендовала нам то, от чего её любимая звезда погибла. Веселье угасло; и появились вопросы к иерархам и мирозданию.

Вселенная помалкивала; иерархи настоятельно советовали веселиться.

Оптимисты же говорили: вот пример явного путешествия во времени – мы в кратчайшие сроки сделали то, что Природа должна была сделать только семьсот миллиардов лет спустя.

И в этот момент – в соответствии с программой давешней звезды планета Н. сколлапсировала.

И мы все, жители и олигархи, оптимисты и иерархи превратились в бессмертные лептоны.

 

 

 

Удивительные свойства пепла

 

Когда кончились все лептонные заряды, и на землю тридцать лет медленно опускался из высоких слоёв атмосферы тонкий легкий пепел, повсеместно стало темно и холодно. Постепенно миллиарды погибших людей оказались под слоем пепла.

Спустя пару миллиардов лет образовавшиеся из коацерватов новые люди, подготавливая котлованы для жилищ, предприятий и домов развлечений, для парламентов и спортивных арен, обнаруживали в затвердевшем пепле множественные пустоты, и придумали заливать их алебастром, гипсом, чугуном, пластиком и золотом. Полости женщин – серебром. Полости детей – золотом. После вычленения и обработки получались точные копии тех, кто существовали до исчезновения лептонных зарядов.

Повсеместно на Земле были устроены музеи и галереи, часовни и скиты, где новые люди могли неограниченное время рассматривать точные копии людей прежних. Можно было изучать их внешнее строение, гладкость кожи и оволосение, формы черепа и ягодиц, грудных мышц и перстов. При определенной подготовке можно было проникнуться и системой их жестов; мимикой и даже выражением глаз. Очень интересующимся, сенаторам, можно было проникнуть в их думы, вообразить давнюю жизнь; представить чувства. И – понять – отчего это все они так дружно прекратили своё существование, - надо же найти, в конце концов, хотя бы косвенное подтверждение тезиса о жизни вечной, бессмертии.

Кроме перевоплощения и бессмертия ничего не интересует никакое живое существо – от подёнки до человека.

Больше всего общественность поразил психологический облик прежних людей, отразившийся в их последних позах: не нашлось ни одного протестующего жеста; ни одна модель не имела позы борца. Все были похожи на детей, устроившихся поспать: коленки поджаты, лицо закрыто ладонями, голова повёрнута к земле, словно в момент засыпания им всем мешал сильный свет; сильный свет им всем мешал, - такое сложилось у аналитиков впечатление. Ну, подобное бывает и с нынешними нашими детишками. Что смущало: у всех рты были распяты ужасом.

Надо напомнить, что все новые люди произошли из коацерватов и каких-то космических спор, поэтому преданий и истории о прапредках они не могли иметь.

- Какие умиротворённые позы! – восхищались новые люди полученными моделями, отливками из гипса, алебастра, чугуна. - Видимо, все они были очень уравновешенными и спокойными существами, не ведали что такое суета и ловля ветра, что есть изнурительная борьба за жизнь и достаток. Как нам всем нынешним далеко до этого… Так много предстоит сделать на земле. Ещё даже основные котлованы не закончены.

- Когда мы обустроим свою жизнь, - рассуждали в парламентах новые люди, - эти слепки и модели, особенно золотые и серебряные, которые дети, будут для нас образцами для пластического воспроизведения смысла жизни.

 

 

 

Лист бумаги

 

Меня со всех сторон окружает бумага. Множество газет, толстые и тонкие журналы с картинками и без, произведениями писателей и удивлениями критиков, мнениями экономистов и политологов по текущим вопросам современности. Вот тома с отражением прошлого и освещением будущего. Шикарные альбомы художников. Инструкции, энциклопедии. Тонкие доходчивые брошюрки с настойчивыми советами как и чем жить, как стать внезапно и здоровым, и богатым. Непонятно, отчего их никто не читает? Они же тонкие. Предлагал: не берут.

А вот фотографии моей замиравшей жизни: неужели всё это было?.. Прочные грамоты с позлащёнными буквами. Свидетельства о разнообразных успехах и достижениях. Имеются различные свидетельства. Множество членских билетов. Приглашения, квитанции, полисы. Листовки, плакаты, календари. Поздравления и свидетельства о смерти. Послания и декларации – протеста или поддержки. Имеются повестки в суд, военкомат, милицию, налоговую полицию.

Всё это важные бумаги, без которых можно представить свою жизнь. Но они подтверждают, что жизнь была, я интересовался ею, а она иногда – мною.

Но представить свою жизнь без этого листка, на котором маленьким карандашиком я писал эти слова, трудно. Хотя все эти слова не освещают прошлого, не восторгаются настоящим и  не предсказывают будущего. И не советуют как и чем жить.

И плохо похожи на индульгенцию, хотя желают стать ею.

 

Внимание! Все присутствующие в художественных произведениях персонажи являются вымышленными, и сходство  персонажа с любым лицом, существующим в действительности, является совершенно случайным.

В общем, как выразился по точно такому же поводу Жорж Сименон,  «если кто-то похож на кого-нибудь, то это кто-то совсем другой» .

Редакция.

Содержание

 

Ко Дню защитника Отечества. От редакции.

Наиль Шаяхметов. Наш Президент.

Денис Павлов. Мой отец – офицер Советской армии.

Башкирская поэзия. Земфира Сэхипова (Москва). Стихи.

Татарская поэзия. Мосаниф. Стихи.

Авангардная лирика. Расуль Ягудин. Стихи

Публицистика. Руслан Мусаев. В халате цвета савана.

Наука и жизнь. Вадим Сафин.    Ответственность как ведущее нравственное свойство личности

Публицистика. Игорь Гирич (г. Барнаул, Алтайский край). Россия без дурдомов.

Юмор и сатира. Андрей Шагалов. Встать – ВТЭК идёт!

На суд читателя. Мария Чистякова. Стихи.

Страницы истории. Наиль Шаяхметов. О предвоенных репрессиях в СССР.

Притча. Виктор Новиков. Баллада о роке.

Мистика. Расуль Ягудин. Подкидыш с молнией в руке. Глава IV.

Ужасы. Денис Павлов. Они существуют

Лирика. Мадриль Гафуров. Стихи.

Проза. Ирина Шематонова. Рассказы.

Куртуазная лирика. Виктор Новиков. История третья.

Сатирическая фантастика. Денис Павлов. Неразговорчивый кролик.

Философская проза. Сергей Матюшин (г. Салават). Рассказы.

Наши друзья. Татьяна Баландина (г. Санкт-Петербург). Стихи и рассказы.

Лирика. Геннадий Горельников. Стихи.

Мистика. Кирилл Герасимов. Чистильщик.

Лирическая проза.  Александр Анпилогов (г. Голливуд, штат Калифорния, США). Рассказы.

Литература для детей. Александр Белкин. Стихи.

Страницы истории. «Сов.секретно. Спецсообщение».

Лирика. Глория Налётова. Стихи.

Социальная проза. Мадина Экба (Москва). Простые чувства.

 Детское творчество.    Артём Гостёнов. Стихи.

Мысли вслух. Рафаэл Шайхи (Москва). Астрологические этюды. Глава 1.

Родословная. Борис Малородов. История семьи.

Наши друзья. Вера Зверева (г. Белорецк).

Переписка с читателями.

Литературная критика. Гаяз Булякбаев. Алгебра войны.

Реклама.

 

Hosted by uCoz