|
|
|
Литературный Башкортостан |
Внимание! Все присутствующие в художественных произведениях персонажи являются вымышленными, и сходство персонажа с любым лицом, существующим в действительности, является совершенно случайным. В общем, как выразился по точно такому же поводу Жорж Сименон, «если кто-то похож на кого-нибудь, то это кто-то совсем другой» . Редакция. |
Республика Шкид – параллели Беспризорщина, почему она стала актуальной в наши дни? Согласно данным управления статистики беспризорных мальчишек и девчонок сейчас больше, чем было в годы Гражданской войны. Отличная книга на тему беспризорщины попала мне в руки в детстве – «Республика Шкид». Эту повесть написали бывшие беспризорные. Всё тогда было молодо: страна, идеология, школа, литература, сами авторы книги. Жестокая судьба поначалу готовила им и другим подросткам участь люмпен-пролетариата – прописку на «дне жизни» в роли воров, налётчиков, бродяг, проституток. А, как широко известно, со «дна жизни» выбираются наверх лишь единицы. Сейчас принято ругать советскую власть – дескать, всё при них было плохо, но это не так. С первых лет своего существования Советская республика уделяла самое серьёзное внимание молодым, несовершеннолетним правонарушителям. Их брали из обычных детдомов, из тюрем, из распределительных пунктов, от измученных родителей и из отделений милиции, куда приводили разношёрстную малолетнюю братву прямо с облав по притонам… Пёстрая ватага распределялась по новым детдомам. Так появилась новая сеть детских домов-школ, в шеренгу которых встала и вновь испечённая «Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского» - название, позднее сокращённое её дефективными обитателями в звучное «ШКИД». Вот и сейчас где только ни встретишь беспризорных ребятишек: на оживлённых улицах, вокзалах, рынках, они промышляют мелким воровством, попрошайничеством или проституцией. Не проходите мимо – отведите беспризорника в ближайшее отделение милиции и добейтесь, чтобы наши «доблестные стражи порядка» отправили такого несчастного в детдом, а не в тюрьму, как это часто бывает, ведь из оступившегося подростка ещё можно сделать человека, но только не в тюрьме, которая лишь калечит неокрепшие души. Тюрьма только называется исправительным учреждением. «На Старо-Петергофском проспекте в Ленинграде среди сотен других каменных домов затерялось облупившееся трёхэтажное здание, которому после революции суждено было превратиться в республику Шкид». Педагогическом коллективу любой школы, а тем более школы-интерната для дефективных подростков, нелегко обуздать буйную орду тинейджеров, которые по отдельности могут быть добрыми и чуткими, а в массе, как это часто бывает с ребятами, становятся злыми и жестокими. И педагогика не терпит в своих рядах случайных людей – взрослый воспитатель может оказаться беспомощней младенца, столкнувшись лицом к лицу с ребятами, особенно испорченными улицей. В мгновение ока подростки вычисляют слабые стороны педагога, и тогда его жизнь превращается в каторгу. Сам того не замечая, педагог становится посмешищем у ребят и порой вынужден терпеливо сносить издевательства и побои. Дерзну привести пример из своей школьной жизни: школа была элитная и ученики были как на подбор – из хороших семей, с хорошей и отличной успеваемостью – но появился новый учитель по физике, который выбрал не подходящую ему профессию и вследствие этого не смог найти общего языка с учениками, прозвавшими его Труффальдино или просто Трульфик. Вскоре он по школьному коридору спокойно пройти не мог – испинают, обплюют. Естественно, такие кадры долго не задерживаются в школах. Как крупицы золота в руках старателя, остаются в Шкиде настоящие воспитатели по призванию, которые сумели найти точки соприкосновения с воспитанниками, да и то не сразу. Непростые отношения складываются порой между воспитанниками: «Когда ребята напали на Лёньку и стали его бить, он не очень удивился. Он хорошо знал, что такое приютские нравы и сам не один раз принимал участие в «тёмных». Он даже не очень сопротивлялся тем, кто его бил, только защищал по мере возможности лицо и другие наиболее ранимые места». Но разумные отношения берут верх над дикостью, и вскоре в Шкиде укрепилось правило: не обижать новичков. И в этом заслуга педагогического совета во главе с заведующим Викниксором, как его окрестили воспитанники, и фигура которого в книге выведена монументально, в чём большая заслуга авторов – Г. Белых и Л. Пантелеева. Газета «Версия» как-то писала о судьбе девочки-подростка: пришёл пьяный отец, изнасиловал её. Мать бросилась на защиту и в итоге получила сотрясение мозга, от которого сошла с ума. Отца, естественно, посадили, мать – поместили в психиатрическую больницу… навсегда, по всей видимости. Девочку определили в детдом, откуда она сбежала, не выдержав «приютских нравов», существующих даже сейчас, сто лет спустя. Ныне, как было видно из статьи, девочка на панели и не ясно, сложится ли когда-нибудь её судьба к лучшему. В Шкиде, как и в голодном Петрограде времён разрухи, голод порождает спекуляции. Новичок – Громоносцев по кличке «Цыган» - бросает реплику, едва переступив порок Шкиды: «Здравствуйте, сволочи». Сволочи всегда были – чересчур много их появляется в смутные времена… как сейчас, так и сто лет назад. Другой новичок – «Слаенов был маленький, кругленький шкет. Весь какой-то сдобный, лоснящийся. Даже улыбался он как-то сладко, аппетитно. Больше всего он был похож на сытого, довольного паучка». С первого же дня пребывания в Шкиде, не успев толком познакомиться с новыми товарищами, он даёт в долг осьмушку хлеба отощавшему воспитаннику и получает за это потом четвертинку хлеба. «Бизнес» такой быстро опутал кабалой всю школу. Хлеб в те времена был силой, а Слаенов был с хлебом (он по-настоящему разбогател за счёт товарищей) и ему повиновались. Имея излишки продуктов, он нанял себе охрану из воспитанников старшего отделения, чтобы держать в рабстве всю школу. Но продолжается это до поры до времени, пока Шкида не обрушивается на него со всей свойственной ей яростью и неистовством. Рабство объявляется упразднённым, долги аннулируются: «Нынче вышел манифест. Кто кому должен, тому крест». Медленно, но верно в Шкиде побеждается уголовная психология и всё плохое, что с ней связано. Нынешняя молодёжь излишне коммерциализована: девушка дарит своему однокласснику кассету с записью, потом спохватывается – запись самой очень нравится – просит того одноклассника: «Дай на время мою бывшую вещь – переписать». А он ей в ответ: «Давай деньги за прокат». Появляется и укрепляется психология, которую можно определить лаконичным словом: «Дай». Под громкими уголовными кличками и бандитской бравадой шкидцев скрываются изломанные души детей, по нервам которых всей своей тяжестью проехали годы Гражданской войны, голода, эпидемии и разрухи. Воспитанники порой очень легко переходят от беспечной радости к буйной ярости, от мирных танцев в актовом зале к погромам и повальному воровству. В недавние девяностые годы хронической невыплаты зарплаты, спада производства и роста численности «лишних людей» обычным делом были голодные обмороки учеников в школах, забастовки и голодовки учителей – естественно, положительного воздействия на образование и воспитание подрастающего поколения это не оказало, скорее наоборот. А безрадостную статистику об увеличении числа хронически больных детей, я думаю, знают все. Однако в книге, несмотря ни на что, много юношеского задора, остроты, свежести восприятия – возможно, потому, что у тогдашних детей были перспективы и надежды на улучшение, чего нет у нынешних. На общественных началах в Шкиде выходят стенгазеты различного толка и направления, серьёзные и смешные, разные. Авторы – сами воспитанники. Наибольший успех имели газеты, выпускавшиеся в то время авторами книги «Республика Шкид», которая вышла в свет в 1926 году. Так Белых и Пантелеев практически со школьной скамьи шагнули в писательский мир. Школьные увлечения определили их профессиональную деятельность на всю жизнь. Если вы не читали «Республику Шкид», почитайте обязательно. Настоящие книги не стареют с течением времени. |