Литературный Башкортостан

 

 

 

 

 

Список номеров

ссылки

форум

Наши авторы

Приложение к журналу

Внимание! Все присутствующие в художественных произведениях персонажи являются вымышленными, и сходство  персонажа с любым лицом, существующим в действительности, является совершенно случайным.

В общем, как выразился по точно такому же поводу Жорж Сименон,  «если кто-то похож на кого-нибудь, то это кто-то совсем другой» .

Редакция.

Содержание

Ко Дню работников печати и информации Республики Башкортостан. «Уважаемые коллеги!..»

Выборы-2008. Наиль Шаяхметов. Голосуем за Путина

На конкурс, посвящённый 60-летию Победы. Николай Ситник. Курская дуга

Башкирская поэзия. Земфира Сахипова (Москва). Стихи

Татарская поэзия. Дилє Булгакова. Стихи

Мысли вслух. Наиль Шаяхметов. Возрождённая традиция

Фантастика. Расуль Ягудин. Уездный город N.

Резонанс. Давид Абрамов (г. Холон, Израиль). Отклик на статью «Россия без дурдомов»

Мысли вслух. Сергей Матюшин (г. Салават). Этюды

Авангардная лирика. Расуль Ягудин. Стихи

Сатирическая  фантастика. Денис Павлов Неразговорчивый кролик

Патриотическая  литература. Мадриль Гафуров. Братья радуги

Лирика. Ольга Евсютина. Стихи

Приколы из реала. Татьяна Зайцева. Миниатюры

Поэзия. Виктор Новиков. Поэма и стихи

К 63-летию начала Великой Отечественной войны. Наиль Шаяхметов. Из истории создания и применения «Катюш»

Молодёжная проза.  Максим Говоров (г. Туймазы). Мистические рассказы

Школьное творчество. Алёна Сидо. Рассказы

Социальная проза.  Римма Фатихова. Сказки

Молодёжная проза. Яна Гецеу (с. Красный Яр Уфимского района). Теория неожиданности, или Loveц ощущений

Лирика. Глория Налётова. Стихи

Философская проза. Светлана Савицкая (г. Москва). Сказки

Литература для детей.  Александр Белкин. Стихи

На конкурс, посвящённый 60-летию Победы. Александр Пикунов. В батальоне выздоравливающих

Мысли вслух. Рафаэл Шайхи (Москва). Астрологические этюды

Публицистика. Александра Багирова. Икебана из человечины

Социальная проза. Андрей Шагалов. Контракт. Республика Шкид – параллели

 

Республика Шкид – параллели

 

Беспризорщина, почему она стала актуальной в наши дни? Согласно данным управления статистики беспризорных мальчишек и девчонок сейчас больше, чем было в годы Гражданской войны. Отличная книга на тему беспризорщины попала мне в руки в детстве – «Республика Шкид». Эту повесть написали бывшие беспризорные. Всё тогда было молодо: страна, идеология, школа, литература, сами авторы книги. Жестокая судьба поначалу готовила им и другим подросткам участь люмпен-пролетариата – прописку на «дне жизни» в роли воров, налётчиков, бродяг, проституток. А, как широко известно, со «дна жизни» выбираются наверх лишь единицы. Сейчас принято ругать советскую власть – дескать, всё при них было плохо, но это не так. С первых лет своего существования Советская республика уделяла самое серьёзное внимание молодым, несовершеннолетним правонарушителям. Их брали из обычных детдомов, из тюрем, из распределительных пунктов, от измученных родителей и из отделений милиции, куда приводили разношёрстную малолетнюю братву прямо с облав по притонам… Пёстрая ватага распределялась по новым детдомам. Так появилась новая сеть детских домов-школ, в шеренгу которых встала и вновь испечённая «Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского» - название, позднее сокращённое её дефективными обитателями в звучное «ШКИД».

Вот и сейчас где только ни встретишь беспризорных ребятишек: на оживлённых улицах, вокзалах, рынках, они промышляют мелким воровством, попрошайничеством или проституцией. Не проходите мимо – отведите беспризорника в ближайшее отделение милиции и добейтесь, чтобы наши «доблестные стражи порядка» отправили такого несчастного в детдом, а не в тюрьму, как это часто бывает, ведь из оступившегося подростка ещё можно сделать человека, но только не в тюрьме, которая лишь калечит неокрепшие души. Тюрьма только называется исправительным учреждением.

«На Старо-Петергофском проспекте в Ленинграде среди сотен других каменных домов затерялось облупившееся трёхэтажное здание, которому после революции суждено было превратиться в республику Шкид».

Педагогическом коллективу любой школы, а тем более школы-интерната для дефективных подростков, нелегко обуздать буйную орду тинейджеров, которые по отдельности могут быть добрыми и чуткими, а в массе, как это часто бывает с ребятами, становятся злыми и жестокими. И педагогика не терпит в своих рядах случайных людей – взрослый воспитатель может оказаться беспомощней младенца, столкнувшись лицом к лицу с ребятами, особенно испорченными улицей. В мгновение ока подростки вычисляют слабые стороны педагога, и тогда его жизнь превращается в каторгу. Сам того не замечая, педагог становится посмешищем у ребят и порой вынужден терпеливо сносить издевательства и побои.

Дерзну привести пример из своей школьной жизни: школа была элитная и ученики были как на подбор – из хороших семей, с хорошей и отличной успеваемостью – но появился новый учитель по физике, который выбрал не подходящую ему профессию и вследствие этого не смог найти общего языка с учениками, прозвавшими его Труффальдино или просто Трульфик. Вскоре он по школьному коридору спокойно пройти не мог – испинают, обплюют. Естественно, такие кадры долго не задерживаются в школах.

Как крупицы золота в руках старателя, остаются в Шкиде настоящие воспитатели по призванию, которые сумели найти точки соприкосновения с воспитанниками, да и то не сразу.

Непростые отношения складываются  порой между воспитанниками: «Когда ребята напали на Лёньку и стали его бить, он не очень удивился. Он хорошо знал, что такое приютские нравы и сам не один раз принимал участие в «тёмных». Он даже не очень сопротивлялся тем, кто его бил, только защищал по мере возможности лицо и другие наиболее ранимые места». Но разумные отношения берут верх над дикостью, и вскоре в Шкиде укрепилось правило: не обижать новичков. И в этом заслуга педагогического совета во главе с заведующим Викниксором, как его окрестили воспитанники, и фигура которого в книге выведена монументально, в чём большая заслуга авторов – Г. Белых и Л. Пантелеева.

Газета «Версия» как-то писала о судьбе девочки-подростка: пришёл пьяный отец, изнасиловал её. Мать бросилась на защиту и в итоге получила сотрясение мозга, от которого сошла с ума. Отца, естественно, посадили, мать – поместили в психиатрическую больницу… навсегда, по всей видимости. Девочку определили в детдом, откуда она сбежала, не выдержав «приютских нравов», существующих даже сейчас, сто лет спустя. Ныне, как было видно из статьи, девочка на панели и не ясно, сложится ли когда-нибудь её судьба к лучшему.

В Шкиде, как и в голодном Петрограде времён разрухи, голод порождает спекуляции.

Новичок – Громоносцев по кличке «Цыган» - бросает реплику, едва переступив порок Шкиды: «Здравствуйте, сволочи». Сволочи всегда были – чересчур много их появляется в смутные времена… как сейчас, так и сто лет назад. Другой новичок – «Слаенов был маленький, кругленький шкет. Весь какой-то сдобный, лоснящийся. Даже улыбался он как-то сладко, аппетитно. Больше всего он был похож на сытого, довольного паучка». С первого же дня пребывания в Шкиде, не успев толком познакомиться с новыми товарищами, он даёт в долг осьмушку хлеба отощавшему воспитаннику и получает за это потом четвертинку хлеба. «Бизнес» такой быстро опутал кабалой всю школу. Хлеб в те времена был силой, а Слаенов был с хлебом (он по-настоящему разбогател за счёт товарищей) и ему повиновались. Имея излишки продуктов, он нанял себе охрану из воспитанников старшего отделения, чтобы держать в рабстве всю школу. Но продолжается это до поры до времени, пока Шкида не обрушивается на него со всей свойственной ей яростью и неистовством. Рабство объявляется упразднённым, долги аннулируются: «Нынче вышел манифест. Кто кому должен, тому крест». Медленно, но верно в Шкиде побеждается уголовная психология и всё плохое, что с ней связано.

Нынешняя молодёжь излишне коммерциализована: девушка дарит своему однокласснику кассету с записью, потом спохватывается – запись самой очень нравится – просит того одноклассника: «Дай на время мою бывшую вещь – переписать». А он ей в ответ: «Давай деньги за прокат». Появляется и укрепляется  психология, которую можно определить лаконичным словом: «Дай».

Под громкими уголовными кличками и бандитской бравадой шкидцев скрываются изломанные души детей, по нервам которых всей своей тяжестью проехали годы Гражданской войны, голода, эпидемии и разрухи. Воспитанники порой очень легко переходят от беспечной радости к буйной ярости, от мирных танцев в актовом зале к погромам и повальному воровству.

В недавние девяностые годы хронической невыплаты зарплаты, спада производства и роста численности «лишних людей» обычным делом были голодные обмороки учеников в школах, забастовки и голодовки учителей – естественно, положительного воздействия на образование и воспитание подрастающего поколения это не оказало, скорее наоборот. А безрадостную статистику об увеличении числа хронически больных детей, я думаю, знают все.

Однако в книге, несмотря ни на что, много юношеского задора, остроты, свежести восприятия – возможно, потому, что у тогдашних детей были перспективы и надежды на улучшение, чего нет у нынешних. На общественных началах в Шкиде выходят стенгазеты различного толка и направления, серьёзные и смешные, разные. Авторы – сами воспитанники. Наибольший успех имели газеты, выпускавшиеся в то время авторами книги «Республика Шкид», которая вышла в свет в 1926 году. Так Белых и Пантелеев практически со школьной скамьи шагнули в писательский мир. Школьные увлечения определили их профессиональную деятельность на всю жизнь.

Если вы не читали «Республику Шкид», почитайте обязательно. Настоящие книги не стареют с течением времени.

Hosted by uCoz