Литературный Башкортостан

 

 

 

 

 

Список номеров

ссылки

форум

Наши авторы

Приложение к журналу

 

 

Содержание:

Письмо в номер.Сулейманов А. М. «Дорогие любители литературы!»

Наши друзья. Сергей Макаров (Санкт-Петербург). Посвящение Салавату Юлаеву.

Наши предки. Салават Юлаев. Стихи и песни. (пер. С.Макарова).

Башкирская поэзия. Рашит Шакур. Стихи.

Куртуазная лирика. Александр Филиппов. Труд души. Рассказ зека.

Татарская поэзия. Мосаниф. Стихи.

Мистика. Расуль Ягудин. Подкидыш с молнией в руке (роман. Пролог, 1 глава).

Авангардная лирика. Стихи.

Шедевры фольклора. Генерал Хорка. (башкирская народная сказка. пер.  Д.Даминова).

Клубок. (башкирская народная сказка. пер. Д. Даминова).

Юмор и сатира. Евгений Мальгинов. Рассказы.

Наши друзья. Николай Калинниченко (Москва). Стихи.

Сатирическая фантастика. Андрей Шагалов. Контакт в местах, столь отдалённых от разума   (рассказ).

Наши друзья. Алина Олейник (Москва). Стихи

Башкирское фэнтези. Ренарт Шарипов. Поцелуй жабы (повесть).

Авангардная лирика. Анатолий Иващенко. Стихи из цикла «Дорога по звёздам».

Детская литература.   Стихи для детей из цикла «Синий апельсин».

Наша молодёжь. Мария Чистякова. Стихи.

Мысли вслух. Всеволод Глуховцев. Геоцентризм как перспективная форма мировоззрения.

Песенное творчество. Фарит Якупов (Караидель).

Гимн Караидели (патриотическая песня).

Дискотрек. Алексей Касымов. Новинки современной музыки.

Приколы из жизни. Руслан Мусаев. Самоходное орудие труда.

Внимание! Все присутствующие в художественных произведениях персонажи являются вымышленными, и сходство  персонажа с любым лицом, существующим в действительности, является совершенно случайным.

В общем, как выразился по точно такому же поводу Жорж Сименон,  «если кто-то похож на кого-нибудь, то это кто-то совсем другой» .

Редакция.

 

Мысли вслух.

 

                                                                                      Глуховцев В.О.,

к.ф.н., доцент

Уфимский филиал ВЗФЭИ

                                                          ГЕОЦЕНТРИЗМ КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

      Человеческое сознание очень занятная вещь: в нём мирно уживаются несопоставимые вещи. Помнится, в школе на уроках обществоведения нам говорили, что «социальная форма движения» есть наивысшая форма бытия, а на уроках астрономии мы слушали о бесконечной малости нашей планеты во Вселенной, не замечая  противоречия этих утверждений… А противоречие действительно вопиющее: жизнь не могла возникнуть на Земле случайно, её присутствие есть строго закономерный феномен. При этом все попытки обнаружить какие-либо проявления жизни за пределами земной биосферы до сих пор не дали ни малейшего результата. На взгляд современного "общепринятого" мировоззрения это более чем странно; можно сказать, что это просто нелепо: на данный взгляд планета Земля выглядит довольно никчёмной частичкой, затерянной где-то на окраине гигантского космоса – и почему она, вероятность возникновения жизни на которой равна, наверное, одной десятимиллионной, она и никакая другая обладает таким сверхуникальным качеством?.. -  понять совершенно невозможно.

      Невозможно, если придерживаться того самого "общепринятого на сегодня" мировоззрения, согласно коему вся вселенная есть четырёхмерное пространственно-временное образование, измерения которого суть: длина, ширина, высота и время из прошлого в будущее. (Честно говоря, не очень понятно, почему именно эти четыре переменные считаются параметрами, характеризующими вселенную; почему, например, не считаются таковыми хотя бы температура и давление?..) – но это к слову. Важно то, что это "условно-четырёхмерное" бытие механически распространяется на всё без исключения мироздание.

     У Вернадского – к сожалению, мимоходом – высказана одна очень интересная мысль: пространство-время живых существ значительно отлично от пространства-времени неживых объектов, то есть от того самого условно-четырёхмерного пространства-времени. Развивая данное положение, можно сказать: существенно отлично пространство-время биосферы, планеты Земля в целом; оно, очевидно, обладает большим количеством пространственно-временных параметров. Любопытно, что на этом принципе – пространственно-временного богатства родной планеты по сравнению с прочим миром  -  построены были наивные "геоцентрические" системы: хотя бы пресловутая Земля на трёх китах в безмерном океане. Если пространство-время  сказочного океана в сущности, двумерное: плоскость, в которой ничего не происходит, то пространство-время "плавучего острова Земли" как раз четырёхмерное – здесь есть и широта, и долгота, и высота, и течение времени.

     Мифологическая форма содержит серьёзный и практический смысл. Для человека "докоперниковой", "птолемеевой" эры геоцентризм был естественным мировоззрением: большую часть вселенной занимает четырёхмерная биосфера, а за её пределами находится остаточное упрощённое пространство. Но эволюция познания постепенно "уравняла в правах" это остаточное пространство с земным пространством-временем – и то и другое стали считать четырёхмерным, в результате чего внеземной мир колоссально разросся, а земной, наоборот, скукожился до того, о чём было сказано выше: до ничтожной песчинки в космосе. Такая парадигма оказалась чрезвычайно плодотворной для развития науки, но к дню нынешнему она, похоже, себя исчерпала; во всяком случае, она действительно бессильна сказать, почему наблюдаемые в современной вселенной могущественные силы и энергии, по законам вероятности многократно должные стереть песчинку-Землю в ничто, старательно обходят её стороной, почему нигде, кроме этой пылинки, не удаётся всерьёз обнаружить присутствие жизни…

     Екклезиасто-гегелева формула отрицания отрицания (или возвращения всего на круги своя) промаха не даёт: новое в самом деле оказывается забытым старым. Необъяснимая уникальность Земли в общем четырёхмерном мире становится объяснимой, если предположить многомерность биосферного пространства-времени сравнительно с внеземным. Неведомые нам доселе измерения создают Земле значительный запас прочности в силу просто своего наличия – это пространство-время гораздо больше, нежели привычное нам четырёхмерное.

     Нетрудно предвидеть основной аргумент против такой гипотезы: а где же до сих пор были эти измерения, почему они не проявлялись?.. Однако, ничего странного здесь нет: человечество, идя путём извилистым и сложным, на разных этапах  "дозревает" до того или иного состояния мира. Для тех же "докоперниковых" людей ведь не существовало никакого четырёхмерного космоса, жили они без него, и житие их было нисколько не менее насыщенным, чем нынешнее. Причём, мы не берёмся утверждать, было оно лучше или хуже, лишь констатируем факт: по какой-то причине человечество вдруг обнаружило, что есть в нашем мире некие новые измерения, на которые почему-то не обращали внимания. И принялось активно эти измерения осваивать, вплоть до того, что стали двигаться по ним – с помощью космических кораблей. Совершенно так же можно предположить, что в недалёком будущем обнаружится многомерность земного пространства-времени. Как это произойдёт? Здесь, очевидно, стоит дать волю фантазии. Быть может, генная инженерия сумеет ввести такие изменения на хромосомном уровне, что у человека откроется способность к восприятию прежде свёрнутых для него пространственно-временных координат, возможно, это свершится каким-то иным образом… И тогда неизведанные просторы Земли развернутся перед нами, и опять увидят все, что именно она, Земля, и небо над ней – это и есть Вселенная, безграничная, зовущая тысячами новых дорог, по которым шагать и шагать, вслед за новыми горизонтами… Конечно, один Бог ведает, куда эти дороги поведут нас, но то, что в многомерном мире большую часть должна занять именно биосфера, представляется нам одной из любопытнейших перспектив двадцать первого века. Может быть, это и есть та самая ноосфера, о которой так много говорили и говорят, как о будущем человечества?.. Может быть, может быть…

 

                                     К О Н Е Ц

Hosted by uCoz