Литературный Башкортостан

 

 

 

 

 

Список номеров

ссылки

форум

Наши авторы

Приложение к журналу

 

Лирика

 

                              Ирина Башарова

 

Миниатюры

 

Пьеро

 

Луна призрачно освещает миниатюрную фигуру Куклы, сидящей на книжной полке. По щекам Пьеро медленно текут слёзы, стирая мел. А рядом Часы: «Тик-так, тик-так, тик-так…» механически отсчитывают его время. Пьеро оживает в момент, когда темнота, скрывая тени, поглощает окружение.

Звуки тишины погружают Лолу в мир собственных иллюзий. Она представляет себя белой Чайкой, которая свободно парит над чёрным морем, а потом растворяется в белизне неба, сливаясь с порывами ветра. Переживания настоящего постепенно притупляются и отстраняются. Теперь они – принадлежавшее и непонятное. Однако дневные видения тугими узлами привязаны к мыслям Лолы. По стрелке циферблата продолжают ходить воспоминания о первой встрече со смертью, оторвавшей близкого Человека.

Круг размыкает сон. В этот миг сердце Пьеро начинает неслышно биться. Забравшись на канат, Танцовщик осторожно ступает по тонкой нити Лолиной жизни, нечаянно разгадывая её раны, случайно прочитывая её путь. И шёпотом проговаривает слова из сна:

белость комнаты

теплом овеян Силуэт

пламя сгорает во льду

истлевает безумие о воскрешении

смиряется сознание с Человекосмертью

В том измерении, где темнота обретает ночь, Лола находит одиночество-принятие. Но каждое утро наступает рассвет. Ноги деревянной Марионетки неподвижно свисают вниз. Пьеро с прежней печалью склоняет голову над книгой стихов Альбера Жиро, так и не засмеявшись.

 

 

 Одной темнотою, тишиной

(непридуманная фантазия)

 

Французская писательница Анири была увлечена сочинением необычных рассказов. Долгие часы у камина… Она не замечала «песочного» течения реки-жизни. Тогда казалось, и не существует того, что называют временем, − оно превращается в миг, а миг в бесконечность. В единый клубок вечности сплетаются точки, линии...

Анири любила фантазировать, глядя на ярко пылающее пламя и разгадывая его тени. Свет этой необыкновенной картины, меняющей лики у неё на глазах, истаивал, но продолжал изливать мерцающие лучи искорок на ненаписанные страницы её загадочной души, дотрагиваясь и обжигая белые листы бумаги.

Зима. Сумерки… Анири подходит к окну, окидывая взглядом столик с газетными вырезками, и сознание возвращается к потоку мелькающих мыслей. Перо неспешно выводит мелкие буквы длинных строк, а чувства пытаются скрыться где-то между слов. Они не хотят отрываться от сердца и лишь желают соприкоснуться, найти отклик в живом сердце её героини. Но ответом оказываются звуки − звуки гениальной музыки той, чьё имя оставалось неизвестным многие годы. Анири начинает своё повествование…

Это сейчас она − композитор, знаменитый во всём мире, а тогда во дворе дома пятилетняя девочка как завороженная слушала игру на баяне молодого человека лет семнадцати − юродивого. И начинала танцевать под звуки его музыки. Впоследствии, вспоминая о годах, прожитых в Казани, композитор скажет, что потребность сочинять музыку дала о себе знать уже в том инстинктивном танце у карусели. Именно благодаря неосознанной, неведомо кем внушённой импровизации на крохотную Сонечку обратили внимание её будущие педагоги музыкальной школы. Эти впечатления явятся некой аллюзией в одной из детских пьес − «Волшебная карусель» − письма далёкого прошлого. А пока…

Приближается ночь. Деревья, снег и воздух становятся одной темнотою, тишиной. Ни звука…

«Ни звука» − означает полное молчание, пишет Анири, − а для творца музыки − «сонорное» море, увлекающее за собою в бездну космического пространства. Это как то «море» маленькой Марины − мечта, оставшаяся с нею навсегда. Только потом, по прошествии лет, в стихах и прозе поэтессы высокие ноты зазвучат восклицающим тоном:

В перестрелку − скиф

В христопляску − хлыст,

− Море! − небом в тебя отваживаюсь.

Как на каждый стих −

Что на тайный свист

Останавливаюсь,

Настораживаюсь.

                                      

***

Целому морю − нужно всё небо,

Целому сердцу − нужен весь Бог.

«К морю могло быть только на листке бумаги − и внутри».

А с первой встречи, которую безумно ждала, Марина не полюбила голубое солёное море. Сонино же море оказалось всей жизнью − здесь, на Земле.

Звучание − не просто впечатление, но голос души, таинственной и исповедующейся в каждом со-творении. Звук − это то, что слышится, но для композитора в одном-единственном звуке заключена Вселенная безграничных оттенков Света, Цвета, Сферы.

Впервые в жизни Анири так смотрит на восход, и впервые находит таким рассвет. Это её рассвет − наполовину, наполовину музыки-души.

Анири не решается поставить точку. На долю секунды взор пробегает заголовки статей: «Осенняя звезда», «Прекрасная дама…».

Последнее переживание, и вот уже заключительная − самая сокровенная фраза. Холодный ветер врывается в окно, бесшумно роняя чистый лист. Анири касается прозрачного стекла, но рука вдруг останавливается в движении. Глаза устремляются вдаль − на белый лист, уста, будто завороженные терпким морозным воздухом, произносят слова. Анири читает стихотворение Геннадия Айги. И понимается, как глубоко близки личности, судьбы, миры художников:

была как лужайка страна

мир − как лужайка

там были берёзы-цветы

и сердце-дитя.

 

 

Непрочтённые слова

 

Написав стихи

Слезой на стекле

 

Мой голос в тиши достигает Тебя,

Смерть не дыши в необличьи меня,

Раною кровь утолив,

Не спеши  быть!

 

Белый стих…

Белый снег…

Белый свет…

Темнота мне милее 

В ней Души.

 

Скрежат муки по нервам,

Но ответам нет места

В линиях лабиринта сердца.

Апофатик. Свет.

 

Белый стих летит к устам,

Слёзы в них,

Печаль души окаменелой 

Души живой.

Не станет прозы,

Стих  слеза.

 

Жажда жизни в смерти тела,

Жажда смерти в жизни души.

Бог во мне. Слёзы сожги!

Чисты буквы-полулисты.

 

Я шептала слова,

За окошком  слеза,

Не хотела признаться: «моя»,

Не хотела!.. остаться.

 

Мне надо видеть души,

Смотреть не в оболочку,

В точку их Сиянья, Затуханья,

Воскрешения. Погребение.

 

Внимание! Все присутствующие в художественных произведениях персонажи являются вымышленными, и сходство  персонажа с любым лицом, существующим в действительности, является совершенно случайным.

В общем, как выразился по точно такому же поводу Жорж Сименон,  «если кто-то похож на кого-нибудь, то это кто-то совсем другой» .

Редакция.

 

Передовица. Победа – в единстве.

Выборы-2008. Денис Павлов. Сплотиться вокруг президента России

Башкирская литература.  Ляля Мухаметова

Патриотическая поэзия. Рашида Махмутова. Стихи о родном крае

На конкурс, посвящённый 60-летию Победы. Зинаида Шипанова. Я люблю вас

Философская проза. Инна Начарова. Зарисовки

Татарская поэзия. Мосаниф. Милиция (ода)

Социальная проза. Дина Экба (Москва). Назначение

Лирика. Сергей Волков,  Дина Экба (Москва) Самое важное

Фантастика. Расуль Ягудин. Уездный город N

Социальная проза. Вадим Кузнецов (п. Иглино). Сказ суточника

Мистика из жизни. Денис Павлов. По ту сторону Яви

Лирика. Татьяна Дьячкова. Стихи

Наши друзья. Геннадий Моисеенко (г. Великие Луки Псковской области).

Авангардная лирика. Анатолий Иващенко. Стихи из цикла «Дорога по звёздам»

Литературная критика. Евгений Мальгинов. Рецензия на книгу поэта Анатолия Иващенко «Остановленное время»

Молодёжная проза. Максим Говоров (г. Туймазы). Мистические рассказы

Философская проза. Людмила Бодрова.  (с. Красный яр Уфимского р-на). Сторожихины сказки

Лирика.  Ирина Башарова. Миниатюры

Публицистика. Расуль Ягудин. Ave, Калигула, мой президент

Страницы истории. Наиль Шаяхметов. Советские женщины в годы войны

Мелодрама. Танзиля Гиндуллина. Синяя роза с золотым  стебельком

Резонанс. Главный врач РПБ МЗ РБ, главный психиатр МЗ РБ Р.Г.Валинуров.

Отклик на статью «Допуск для лошади Будённого»

Переписка с читателями

Hosted by uCoz