Литературный Башкортостан

 

 

 

 

 

Список номеров

ссылки

форум

Наши авторы

Приложение к журналу

 

Военная история

Наиль Шаяхметов,

председатель редколлегии

 

 

Штрафбат или шайка?

 

По Центральному телевидению прошел показ фильма «Штрафбат», достаточно назойливо разрекламированного в СМИ.

Сказать честно, ожидал увидеть добротный исторический познавательный художественный телефильм о самых трудных и трагических днях нашей Родины.

Но то, что показали на телеэкране, меня жестоко разочаровало.

Несколько слов о предыстории создания штрафных подразделений в годы Великой Отечественной войны. После внезапного нападения нацисткой Германии на Советский Союз Красная Армия отступила вглубь территории. Собрав резервы, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Иосиф Сталин в конце 1941 года переломил ситуацию на советско-германском фронте, и немецко-фашистские войска были отброшены от Москвы на 100-150 км. Однако немцы быстро оправились от зимнего отступления 1941-42 гг. и летом 1942 года вновь перешли в наступление на южном участке Восточного фронта в направлении Кавказа и Сталинграда. Они быстро добились успеха. Передовые части вермахта оказались на Эльбрусе и на берегах Волги. Советские войска вновь отступили на 600 км.

Советскому командованию требовалось принять радикальные меры по предотвращению дальнейшего отхода Красной Армии. В результате 28 июля 1942 года появился знаменитый приказ Народного Комиссара Обороны СССР за № 227, быстро получивший в действующей армии солдатское название «Ни шагу назад». В этом суровом, но правдивом приказе вскрывались причины поражения наших войск и с целью укрепления дисциплины и устойчивости войск РККА предписывалось создание штрафных батальонов – для командно-политического состава (то есть офицеров) численностью в 800 человек; и штрафных рот – для солдат и младшего комсостава (то есть сержантов) численностью в 200 человек. Направлялись в штрафные подразделения военнослужащие, допустившие трусость в бою или совершившие другие воинские преступления.

Также согласно данного приказа в РККА создавались заградительные отряды численностью в 200 человек.

Согласно Положений о штрафных батальонах и ротах, утвержденных зам.наркома обороны генералом армии Г.К. Жуковым, вводилось понятие – постоянный и переменный личный  состав.

Постоянный состав включал в себя командиров и политработников штрафподразделений, куда назначались офицеры с безупречной репутацией, политически благонадежные, имеющие фронтовой опыт, как правило, награжденные боевыми орденами и медалями, чаще всего члены компартии. У командиров отдельного батальона, рот и взводов, а также отдельной роты и взводов обязательно имелся заместитель по политической части – замполит. В штрафбате по штату также имелся начальник штаба. Как указано выше, штрафбаты были только офицерскими. Служба у постоянного состава исчислялась как один к шести, то есть один день прохождения службы в штрафподразделении засчитывался за шесть дней.

Переменный состав – это воины, направленные в штрафподразделения на перевоспитание.

Срок службы в штрафподразделении для переменного состава составлял от одного до трех месяцев в зависимости от тяжести свершенного преступления или нарушения воинской дисциплины. Направленные в штрафподразделения офицеры, сержанты и солдаты временно лишались воинских званий и государственных наград. По истечению срока пребывания, ранению или гибели «штрафники» восстанавливались в своих правах, и, что, крайне немаловажно, семьям воинов возобновлялись выплаты по денежным аттестатам, а семьям погибших – пенсии за потерю кормильца.

Штрафники действительно несли большие потери в ходе боевых действий, так как использовались, согласно вышеуказанного приказа, «на трудных участках фронта». Но с другой стороны, речь не идет о массовой гибели штрафников, как это показано в фильме. К сожалению, в настоящее время нет отдельной статистики потерь по штрафподразделениям. Работая с архивными материалами, можно сделать вывод о том, что безвозвратные потери (погибшие, умершие от ран, плененные и пропавшие без вести) достигали четверти личного состава.

На санитарные потери (раненые, больные, контуженные, обожженные и обмороженные) приходилось пятьдесят процентов потерь. Но из этого числа санитарных потерь три четверти личного состава возвращались в строй.

Согласно архивных исследований (генерал-полковник Г.Ф. Кривошеев и другие) за годы войны в штрафподразделения было направлено около 400 тысяч человек из 34,5 миллионов военнослужащих, призванных в ВС за указанное время. Таким образом, в штрафподразделения попали 7-9 процентов личного состава Красной Армии, Военно-Морского флота и войск НКВД. Поэтому говорить о массовости такого явления говорить, мягко выражаясь, неуместно.

Что же нам показали в фильме?

Первое, что бросается в глаза – штрафбат по-московски – это банда уголовно-деклассированных  элементов, облаченных в форменное обмундирование воинов Красной Армии с грубыми нарушениями воинского Устава. Стальные каски, одетые на пилотки, расстегнутые верхние пуговицы гимнастерок. У так называемого командира батальона портупея почему-то застегивается сзади. Кстати, прослужив двадцать пять лет, я так и не научился застегивать портупею на спине, а согласно Устава ее пряжку всегда располагал на груди, спереди.

В качестве фактического замполита у т.н. командира штрафбата закоренелый уголовник-убийца, что явно не соответствует действительности. Командирами рот и взводов, по мнению сценариста и режиссера фильма, выступали  проштрафившиеся офицеры либо уголовники. Кстати говоря, кадровая политика в отношении штрафподразделений, согласно 227-го приказа, осуществлялась в отношении офицерских штрафбатов Военными Советами фронтов, а штрафрот – Военными Советами армий. Командиры отдельного  штрафного батальона или отдельной штрафной роты не имели права назначать командиров рот или взводов соответственно или  их заместителей. 

Далее в фильме постоянно показывали генерал-лейтенанта как командующего армией, и при нем практически во всех эпизодах присутствует «особист» – начальник Особого Отдела НКВД армии, который, судя по телефильму, обладал в некоторых вопросах чуть ли не большими правами, чем командарм. Это чушь чистейшей воды. Командующий армией даже в 1941-42 годах обладал всей полнотой власти в вверенном соединении. Он, не советуясь ни с кем, мог утверждать или не утверждать решения Военного Трибунала армии, направлять в необходимых случаях в штрафподразделения офицеров, сержантов и солдат. Более того, он мог отменить любое Решение (Постановление) Особого Отдела, не учитывая при этом мнения своего «особиста».

Начальник Особого Отдела армии напрямую подчинялся Комиссару армии, который назывался несколько странно – член Военного Совета армии и вышестоящей своей Инстанции. Приказы вышестоящих начальников – командарма, члена Военсовета армии и даже начальника штаба для особиста были обязательными для исполнения. Правда, после выполнения приказ можно было обжаловать в высшей инстанции. Это армейское железное правило – приказ сперва выполняется, а потом обжалывается. В фильме же начальник Особого Отдела армии фактически управляет армией, снимает с должностей офицеров, вмешивается в ход политических занятий с бойцами и т.д. и т.п. Действительно, военные особисты имели определенную власть, но она была строго ограниченной, и взаимоотношения со своим войсковым командованием у них были строго регламентированы.

В фильме же командарм часто сидит во внеслужебной обстановке со своим особистом.  Это нонсенс. Между командующим армией и начальником Особого Отдела армии, как говорится, дистанция огромного размера, и едва ли генерал-лейтенант ежевечерне будет «заседать» с подчиненным подполковником. Начальнику Особого Отдела фронта или армии попасть на прием к командующему войсками фронта или армии было делом крайне затруднительным, а скорее всего – исключением.

Крайне угнетающее впечатление остаётся у зрителей от показанной на телеэкране непрерывной череды избиений и расстрелов советских воинов сотрудниками Особых Отделов. Здесь явно прослеживается нездоровое отношение к нашей Красной Армии и органам НКВД, к их героическому прошлому. В первый год войны в условиях отступления, а нередко в случаях паники и хаоса имели место отдельные факты бессудных расстрелов и необоснованных арестов личного состава Действующей Армии. Однако советское командование и военные политработники постарались быстро искоренить подобное зло. Уже 4 октября 1941 года вышел приказ Наркома обороны страны И. Сталина за № 0391 «О фактах подмены воспитательной работы репрессиями», что резко охладило пыл армейских любителей рукоприкладства и тем более «расстрельщиков». За подобные воинские преступления предусматривалась уголовная ответственность, а Военный Трибунал мог приговорить виновного даже к расстрелу.

Из телефильма видно, что штрафбат действует почти всегда самостоятельно, без участия соседних подразделений. Согласно Положений о штрафподразделениях штрафбат придавался конкретно какой-либо дивизии или бригаде, а штрафрота – полку. Соответственно с командования этих дивизий, бригад и полков был также строгий спрос за состояние воинской дисциплины и боеготовности в штрафподразделениях. Поэтому в ходе боев в этих подразделениях как представители зачастую находились командиры и политработники указанных дивизий, бригад и полков. Также штрафподразделения находились под постоянной опекой политорганов вне боевых действий. Поэтому штрафбат был полноценной боевой единицей Красной Армии, но никак не шайкой уголовников, брошенных на произвол судьбы советским командованием. При этом вещевое и продовольственное довольствие «штрафников» было равноценным по сравнению с обычными частями РККА.

Кстати говоря, главной задачей Особых Отделов НКВД, а после реорганизации – отделов СМЕРШ НКО,  являлась борьба с вражеской агентурой и их пособниками, а также с дезертирством своих войск.

В телефильме все штрафники вооружены автоматами, хотя в 1941-42 годах на передовой часто не хватало даже винтовок. Только в середине 1943 года в стрелковых ротах ввели взводы автоматчиков. Согласно штатного расписания «штрафники» вооружались винтовками, а также в батальонах и ротах имелось некоторое количество ручных и станковых пулеметов.

Телефильм «Штрафбат», на мой взгляд, явился позорным памятником всем тем советским воинам, которые волей судьбы прошли через эти спецподразделения и, не потеряв чести и достоинства,  вновь вернулись в обычные части Советской Армии.

Одним из «штрафников» был ныне известный писатель, Герой Советского Союза, полковник И. Карпов.

Ещё до  настоящего времени среди нас живут убеленные сединой ветераны войны, кому пришлось воевать в штрафбатах и штрафротах, поэтому очень было бы познавательным прочитать их воспоминания о службе в штрафподразделениях.

И последнее. В годы Второй Мировой войны не только в РККА имелись подобные штрафподразделения. Они существовали и в нацистском  вермахте, причем их число было значительным. Офицерские штрафбаты исчислялись десятками, а штрафроты – сотнями. В королевской румынской армии имелся 999-й отдельный штрафбат, развернутый затем в штрафбригаду. Таким образом, методы и формы ведения войны на определенном историческом промежутке времени практически в равной степени распространялись на все воюющие стороны.

 

Внимание! Все присутствующие в художественных произведениях персонажи являются вымышленными, и сходство  персонажа с любым лицом, существующим в действительности, является совершенно случайным.

В общем, как выразился по точно такому же поводу Жорж Сименон,  «если кто-то похож на кого-нибудь, то это кто-то совсем другой» .

Редакция.

Содержание

Передовица. Подвиг народа

Выборы-2008. Денис Павлов Послание в 21 век.

Военная история. Наиль Шаяхметов. Штрафбат или шайка?

Патриотическая лирика. Василий Туленков. Салам, Башкирская земля!

Наша молодёжь. Елена Журавлёва (10 класс, с. Николаевка Туймазинского р-на).

Фронтовой дневник

Военная история. Наиль Шаяхметов, Борис Малородов. Венгерская трагедия

Головоломка. Генерал Карбышев. Арабская мудрость

Публицистика. Дмитрий Купцов, Борис Малородов.

Навстречу Победе

На конкурс, посвящённый 60-летию Победы. Виктор Лязин. Стихи

Мемуарная литература. Михаил Белов (Москва). От Сталинграда до Вены

Военная поэзия. Михаил Юрьев. Ветераны прошедшей

Публицистика. Борис Малородов. Книги памяти

Оптимистический некролог. Солнечная сторона

Патриотическая лирика. Валентина Рябова (п. Зирган Мелеузовского р-на). Стихи

Публицистика. Гузэль Терегулова. (8 класс, п. Кандры Туймазинского р-на). Статьи

На конкурс, посвящённый 60-летию Победы. Максим Говоров (г. Туймазы).

Истина и смерть

Антитоталитарная фантастика. Денис Павлов. Свастика на Луне

Зодиакальный фашизм

Армейский юмор. Расуль Ягудин. Конспирация (телесценарий)

Публицистика. Милана Полынцева (10 класс). Мир за нами

Юношеская поэзия. Милана Полынцева (10 класс). Стихи

Литературная критика. Борис Долинго (Екатеринбург).

Обзор современного состояния рынка фантастики и современных издательских возможностей

Переписка с читателями

Hosted by uCoz