Литературный Башкортостан

 

 

 

 

 

Список номеров

ссылки

форум

Наши авторы

Приложение к журналу

 

Военная история

          Наиль Шаяхметов,

                                                                Борис Малородов

 

 

Венгерская трагедия

 

К концу 30-х годов между нацистской Германией и англо-саксонскими странами (США и Англией  с её доминионами), которые владели, практически, 75% мира (территорией, населением, ресурсами и капиталами) – возникли серьёзные противоречия. Начавшаяся в сентябре 1939 г. Вторая Мировая война, поставившая мир на грань катастрофы,  была для Германии войной за передел мира и мировое господство.

Победоносное шествие немецких войск по Европе продемонстрировало военную мощь Германии. Казалось, в мире нет государства, способного противостоять «германскому сапогу».

Вероломное нападение фашисткой Германии на Советский Союз вселило в народы Европы надежду, что нацистский зверь всё же будет укрощён. Но симпатии не всех государств, оказавшихся под новым «германским мировым порядком», были на стороне СССР. На нашу страну Гитлер пошел не в одиночку, он сколотил военный блок, в который помимо Германии вошли Болгария, Венгрия, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Румыния, Словакия, Финляндия и Хорватия. И хотя некоторые из них не объявляли войну нашему государству, войска свои (все, кроме Болгарии) на фронт против СССР посылали.

Жестокое обращение гитлеровских войск с захваченным мирным населением нашего государства было примером для военных союзников Германии. Особенно «подражали» немцам венгры и финны.

Контрнаступление наших вооружённых сил с целью разгрома Сталинградской группировки неприятельских войск, начавшее в ноябре 1942 г. и победоносно завершившееся в феврале 1943 г., заставило страны-сателлиты Германии серьёзно призадуматься о своей судьбе.

В ходе тех боевых действий советские войска, памятуя о злодеяниях над мирным населением, под Воронежем полностью уничтожили (в плен не брали) попавшую в котёл 2-ю венгерскую армию. И только небольшая часть этой армии – около тысячи человек, обмороженных и раненных в самом начале боёв – была вывезена немцами в тыл. Но и её судьба оказалось трагичной – проявилась звериная сущность фашизма.

На железнодорожной станции Суджа, что в 100 км. от Курска, по приказу немецкого командования венгерские войска были выгружены из эшелона и обезоружены. Наскоро проведя «медицинский осмотр», немцы попытались вернуть в строй часть военнослужащих, но те отказались ехать на фронт. Тогда, тут же на территории станции, 65 человек из них  были расстреляны. Остальных  раненых согнали на территорию местного старинного Свято-Троицкого храма.

Первое упоминание  об этом храме как о приходе относится к 1664 году. Со временем его перестраивали, а в 1812-м, после изгнания Наполеона, он был освящён вновь. Выстроенный в русско-византийском стиле, храм имел много лепных украшений.  Его колокольню украшали 6-метровые вазоны. В храме было 5 престолов и 5 алтарей.

Возвращаясь с лечения на «югах», самодержец «всея Руси» подарил храму Евангелие – так называемую «жалованную книгу». С тех пор Суджа стала городом.

На территории этого уникального храма, в заточении, без пищи и медицинской помощи и оказались венгерские солдаты. «Ходячие» грелись на улице у костров, которые жгли днём и ночью (морозы в то время были очень сильные), а остальные лежали вповалку в самом здании храма. Сердобольные местные жители, видя в тех солдатах не столько захватчиков, сколько несчастных людей, тайком от немцев ночью передавали им топливо и что-то похожее на пищу (две пригоршни гороха на ведро кипятка). Не еда, но всё же.

Чувствуя, что немцы затевают что-то недоброе в отношении находящихся в заточении, Отец Иоанн Переверзев вместе с другими священнослужителями по ночам стал выносить их храма наиболее ценные иконы  и архивы. Ходить приходилось в буквальном смысле по лежащим раненым, которые осыпали их стонами и проклятьями. Но иного выхода не было, так были спасены многие Святыни нашей православной церкви.

В конце февраля немцы согнали всех венгров в помещение святилища, закрыли крепкие, дубовые, окованные железом ворота и с помощью 4-х фугасов (по рассказам жителей) подожгли храм. Несколько дней  продолжался пожар, раздавались ужасные крики, от высокой температуры взрывались винтовочные и пистолетные патроны, которые были у солдат и офицеров. Немцы, выставив оцепление, никого не подпускали к храму. Даже после того как прекратился пожар и затихли последние стоны несчастных, гитлеровское командование не разрешало, под угрозой смерти, подходить к сгоревшему храму.

Перед самым отступлением немцы, пытаясь скрыть следы своего преступления, заставили нескольких местных жителей сбросить в известковую яму (возле каждой церкви, для предстоящих ремонтных работ, имеется такая яма) сохранившиеся трупы. Венгерские солдаты во время пожара до конца боролись за жизнь своих офицеров: их размещали  вплотную к воротам, где имелась маленькая щель для свежего воздуха.

И только 3-го марта 1943 г., когда Суджа была освобождена Красной Армией, православные местные жители смогли войти в обгоревшее здание своего храма и увидеть собственными глазами «творения» фашистских извергов: там было месиво из углей и обгоревших останков людей. Взрыв негодования за поруганную Святыню и бесчеловечное обращение с пленными (хотя они и воевали против нас, но всему, как говорится, есть предел: мы с пленными не сражались) вызвал у населения жгучее желание отомстить. Поэтому в мае 1943 г. 37-я отдельная стрелковая бригада (командир – генерал-майор К.М. Байдак, начальник политотдела – подполковник А.Е. Толстобров) благодаря пополнению из числа местных жителей была преобразована в 204-ю стрелковую дивизию, которая успешно сражалась на Курской дуге и закончила свой боевой путь в Германии.

До 1954 г. храм стоял заколоченный. Приход существовал, но церковную службу осуществляли в храмовой сторожке. Наконец, по решению местных властей, различимые останки погибших воинов из здания храма и поднятых из известковой ямы были захоронены в могиле, устроенной неподалёку от этого христианского святилища. Всего из известковой ямы было извлечено 156 тел, большая часть из которых были останками офицеров – при них обнаружились покорёженные огнём медальоны (они изготовлялись в виде книжечки и из аллюмиевого сплава).

Шло время, начались восстановительные работы: внутри храма всё разровняли, завезли ПГС (песчано-гравийную смесь) и положили бетонную стяжку. Во времена богоборчества такое было обыденным явлением: ведь религия – «опиум для народа» и удел богобоязненных стариков со старушками, к тому же оставались свежи в памяти народа бесчинства оккупантов. Так что – к чему церемониться?

К концу ХХ века отношение к погибшим воинам противостоящих сторон стало меняться. Международная организация «Военные мемориалы» открыла под Воронежём региональное кладбище венгров. В Судже, в 1998 году, над могилой 365 венгерских солдат и офицеров был установлен памятник из чёрного мрамора (оплачивала Венгерская сторона) и Владыка Курской области провёл отпевание.

Большую работу по изучению этого вопроса провёл отец Евгений, бывший выпускник Курского государственного университета, активный участник поискового отряда, который осуществляет церковную службу в настоящее время. Его очень волнует то, что прихожане православного храма ходят, можно сказать, по костям убиенных. Как-то не по-людски это получается. Но пока, в виду экономических трудностей, всё остаётся так, как есть. Хотя вопрос не простой и требует своего решения, но силами только местных властей он не может быть решён.

 

Суджа – Уфа.

 

Внимание! Все присутствующие в художественных произведениях персонажи являются вымышленными, и сходство  персонажа с любым лицом, существующим в действительности, является совершенно случайным.

В общем, как выразился по точно такому же поводу Жорж Сименон,  «если кто-то похож на кого-нибудь, то это кто-то совсем другой» .

Редакция.

Содержание

Передовица. Подвиг народа

Выборы-2008. Денис Павлов Послание в 21 век.

Военная история. Наиль Шаяхметов. Штрафбат или шайка?

Патриотическая лирика. Василий Туленков. Салам, Башкирская земля!

Наша молодёжь. Елена Журавлёва (10 класс, с. Николаевка Туймазинского р-на).

Фронтовой дневник

Военная история. Наиль Шаяхметов, Борис Малородов. Венгерская трагедия

Головоломка. Генерал Карбышев. Арабская мудрость

Публицистика. Дмитрий Купцов, Борис Малородов.

Навстречу Победе

На конкурс, посвящённый 60-летию Победы. Виктор Лязин. Стихи

Мемуарная литература. Михаил Белов (Москва). От Сталинграда до Вены

Военная поэзия. Михаил Юрьев. Ветераны прошедшей

Публицистика. Борис Малородов. Книги памяти

Оптимистический некролог. Солнечная сторона

Патриотическая лирика. Валентина Рябова (п. Зирган Мелеузовского р-на). Стихи

Публицистика. Гузэль Терегулова. (8 класс, п. Кандры Туймазинского р-на). Статьи

На конкурс, посвящённый 60-летию Победы. Максим Говоров (г. Туймазы).

Истина и смерть

Антитоталитарная фантастика. Денис Павлов. Свастика на Луне

Зодиакальный фашизм

Армейский юмор. Расуль Ягудин. Конспирация (телесценарий)

Публицистика. Милана Полынцева (10 класс). Мир за нами

Юношеская поэзия. Милана Полынцева (10 класс). Стихи

Литературная критика. Борис Долинго (Екатеринбург).

Обзор современного состояния рынка фантастики и современных издательских возможностей

Переписка с читателями

Hosted by uCoz