Литературный Башкортостан

 

Список номеров

ссылки

форум

Наши авторы

Приложение к журналу

 

 

Журнал зарегистрирован 18 июня 2003 года. Поволжским межрегиональным территориальным управлением Министерства Российской федерации по делам печати, теле-радиовещания и средств массовых коммуникаций

Свидетельство ПИ №7-2084

Учредитель - Расуль Ягудин

Председатель редколлегии -

Наиль Шаяхметов

Главный редактор-

Расуль Ягудин

Ответственный секретарь-

Денис Павлов.

Web-мастер- Дмитрий Смирнов

ICQ:322720553

E-mail: 230190@mail.ru

Уважаемые жители Республики Башкортостан и России!

   Ждем рукописи ваших произведений любой тематики и жанровой принадлежности в бумажном (и желательно в электронном тоже) виде с обязательным приложением анкетных данных автора.   Наши адреса:

450097.Уфа, ул. Заводская,11,

Офис 7.

450000,Уфа,центр,а/я 1332.

Ягунину Р.М.

E-mail: ras-yagudin@yandex.ru

Редакция не несет ответственности за содержание материалов, обязательной переписки не ведёт, рукописи не рецензирует и не возвращает. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. При перепечатке опубликованных в журнале материалов другими изданиями ссылка на «Литературный Башкортостан» обязательна.

Гаяз Булякбаев. Алгебра войны.

 
Евгений Мальгинов. Рецензия

на книгу поэта Анатолия Иващенко «Остановленное время».

 

Фантастика Башкортостана – четыре года спустя.

 

 

Евгений Мальгинов,

        член Союза писателей  России

 

 

Рецензия на книгу поэта Анатолия Иващенко «Остановленное время»Не совместить полярные черты.

Внимающий стихам, услышишь ты,

что план второй и дар ритмичной речи

смысл  сущего высвечивает резче…

                             Анатолий Иващенко.

 

С первых строчек книги мы погружаемся в романтический мир поэта, где на самом  дне нас ждут: в «тайное дверь», в «миражи калитка», в «галактику окно», где «загадки обрастают детальными узорами», а параллельные миры проявляют образы притч, легенд, мифов. Здесь и «музей клятв и камланий», «хранилище испорченных часов», и «живые камни», и «каменные сады». И струится «нервущаяся нить» по илу, по песку, по воде и воздуху и вплетается в оберег, в «заклинание ветра», в «цитату цикады», в «филёнку имён», в «профиль в профиле». И встречают и провожают нас Таусень, карлики, скарамуш, «Ведунья с ужами на низке», Психея, Лаура, «модель непредсказуемых эмоций» и  ещё многие-многие герои волшебного, реального и абстрактного миров. И разбросаны всюду «символы, руна, лигатура», круг, цифры, «насекомые нот» и «алфавитные жучки», «знаки на песке» и «следы на воде», и рассыпаны  щедро «предначертанности зёрна», «неизбежности ростки»…

Поэтическое мышление поэта вмещает много сказочного, мистического. Между строк летают «красные латунные рыбы», «из стены выходят ходоки», появляются музы в тогах, менады и вакханки в фиолетовых фосфорных накидках, «Водяная, одетая в ежевику», (это новый мифологический образ, в отличие от русалки), «Береговой с огненными чётками», (тоже новый персонаж, в отличие от домового), а, полистав страницы, можно набрести на «махолёт Икара», «неведомо как оказавшийся скелет бота» и «язычески гудящую сеть».

Прозрачны женские  портреты, музыкальны образы «Альбома инструментальных  пьес», загадочна и магична  «звукопись» футуристической главы «Квадратная луна» – неожиданный, контрастный эпизод всей книги, раскрывающий другую, новаторскую сторону творчества автора, его оригинальную лабораторию слова... 

Творческое кредо поэта угадывается в разных разделах книги,  в «нечаянных высказываниях», в «неосторожных замечаниях», в подглядывании за характерными движением, позой, жестом. Автор пристально вглядывается в происходящее, он «в центре детства мудрого Земли», он «счастлив, что свободен и раскован», он «способен начать всё с начала». По многим другим мелочам и штрихам можно угадать склонность к «омузыкаливанию» речи, инструментовке  строк. На «симфонизм» сборника повлияло теоретико-композиторское образование. Отсюда названия разделов и отдельных  стихотворений – кроме лейтмотивов, их разработок, много флейт костяных, глиняных, медных, звучат различные роги, зурны, фаготы, кларнеты, медные и струнные, здесь же скрыт секрет внимания  к структуре стиха, к его первой строке и концовке, к поэтическим тропам, а также, к подборке цикла, главы и всей книги. Отсюда эта двойная арка – свет  зелёной лампы в самом первом катрене, в середине «Настольной лампы» и в самом последнем четверостишии заключительной поэмы.

«Нервущаяся нить» разматывалась поэтом Анатолием Иващенко и художником Анатолием Головченко, чьи работы дополняют общую атмосферу лирики более двадцати лет. Их обоих связывают родственные мотивы, гаммы, тональности, радуги, краски. Они  вместе разрабатывают некоторые сюжеты, объединяя их одним названием, одной темой, при этом, взаимно не иллюстрируя друг друга.

Вот мы подошли к главной особенности книги: тематическая связь речи и рисунка, звука и краски, ритма и жанра при известном  различии ассоциаций и трактовки образов,  «подводных камней» и встречных течений – худ. работы и стихи имеют одни названия. И  как единым  лейтмотивом, скользит опять же «нервущаяся нить» сквозь пространство всей книги. И сопутствуют читателю: «магнитная нить горизонта», связующая души «незримая нить», красная, белая, магниевая, и другие нити судеб, характеров, пристрастий. И встречаются много ответвлений  нити-струны, и мелькают они в подстрочии,  в «умалчиваниях и недоговорках» и на поверхности. И «всплывают из зеркал», и тонут в памяти, и  ныряют в «окно в сознание», и проявляются  в «двойных портретах» А. Головченко – и в изобретательных миниатюрах книжной графики и «жирного звонкого масла». И звучит «хриплая охра», «тлеет кадмий» и мерцают пробелы, прописи, промельки  краплака, кобальта и крона. Есть у художника-психолога Головченко и импровизации пером и мелом по белому и чёрному, есть стремление разработать собственные версии хрестоматийных сюжетов: «Похищение Европы», «Времена года», «Мельпомена», «Атлантида», «Троица» и многие другие – уже для следующей, футуристической книги стихов под названием «Эва» (выросшей из небольшой главы данной) поэта-философа Анатолия Иващенко. Уже есть сюжеты «Поцелуя Иуды», «Тайной вечери» и «Искушения святого Антония».

Книга уже давно ждёт своего читателя. Она достойна самого пристального взгляда и внимания. В подборке текстов просматривается крепкий профессионализм, продуманность, прочувствованность форм  и образов, своеобразные «хищные глазомеры» авторов, а также тонкие переживания и переосмысление всего сущего, того, что на виду и на поверхности, и также – в тени, «под многомерными пластами» времени, пространства, суеты и быта, реального и нереального.

     Всего прекрасного тебе, читатель! «Шагни за порог горизонта!»

Hosted by uCoz